Ну вот. Теперь есть и предмет для дискуссии:
[Для просмотра ссылки
зарегистрируйтесь]
ПРИМЕРНОЕ СОГЛАШЕНИЕо сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) ___ (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации), действующий на основе Положения ___, утвержденного ___, в лице руководителя ___, и централизованная религиозная организация (наименование епархии) ____ епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) в лице Епархиального архиерея, именуемые далее «Стороны», основываясь на:
– положениях Конвенции «О правах ребенка»;
– конституционных гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ;
– конституционных принципах светского характера Российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом;
– принципах государственной политики в области образования, свободы совести и вероисповедания, закрепленных в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях»,
заключили настоящее соглашение о сотрудничестве в целях формирования у обучающихся целостного мировоззрения, представления о православной культуре как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры, развития духовно-нравственного просвещения и культурно-педагогических традиций в системе образования.
Статья 1.
Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество сторон в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, развития системы образования в субъекте Российской Федерации.
Указанное сотрудничество включает:
– сотрудничество в решении вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества;
– сотрудничество в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы, подготовкой, повышением квалификации и получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы;
– сотрудничество в проведении экспертизы содержания учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;
– сотрудничество в организации деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений, учрежденных Стороной соглашения или действующих при ее участии, их интеграции в систему образования субъекта Российской Федерации, развитии взаимодействия с государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями в проведении просветительской работы по вопросам обучения, гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся;
– сотрудничество в проведении научно-практических и просветительских конкурсов, конференций и других мероприятий для обучающихся и педагогических работников, в том числе на базе религиозных организаций Русской православной церкви в субъекте Российской Федерации (монастырей, духовных образовательных учреждений и др.);
– содействие сотрудничеству образовательных учреждений профессионального религиозного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с государственными и муниципальными образовательными учреждениями разных типов и видов по вопросам научно-образовательной деятельности, возрождения отечественных традиций духовно-нравственного образования и воспитания, подготовки педагогических кадров;
– анализ и обобщение опыта совместной работы в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, размещение информации о сотрудничестве в средствах массовой информации;
– сотрудничество в организации и деятельности координационных советов, рабочих групп, проведении мероприятий по согласованным планам с участием представителей органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, научной, педагогической общественности и родителей обучающихся по вопросам обучения и воспитания, духовно-нравственного просвещения, защиты традиционных семейных ценностей, профилактики среди детей и молодежи социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, половой распущенности, преступности, экстремистских проявлений, бродяжничества и т.п.).
Статья 2.
В рамках соглашения ___ (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации)
– Обеспечивает учет запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации.
– Обеспечивает в соответствии с учетом запроса граждан введение и реализацию в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации предметов по православной культуре на основе добровольности и свободы выбора, при соблюдении законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.
– Организует в соответствии с учетом запроса граждан повышение квалификации и переподготовку педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
– Содействует разработке учебно-методического обеспечения, пособий, образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации.
– Организует при участии Стороны соглашения проведение экспертизы для ежегодного формирования перечня учебников и образовательных материалов, допущенных к использованию в образовательном процессе при преподавании предметов по православной культуре в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
– Создает с привлечением представителей Стороны соглашения экспертные группы для определения содержания программ повышения квалификации и переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, желающих преподавать предметы по православной культуре, для установления порядка их аттестации, получения ими рекомендации для преподавания указанных предметов в общеобразовательных учреждениях.
– Участвует в организации и проведении научно-практических и просветительских конференций, образовательных конкурсов и других мероприятий для обучающихся и педагогических работников, в том числе на базе религиозных организаций Русской православной церкви в регионе (монастырей, духовных образовательных учреждений и др.), в целях приобщения обучающихся к традициям и ценностям православной культуры.
– Приглашает представителей Стороны соглашения в состав советов, рабочих групп по вопросам образования, воспитания, духовно-нравственного просвещения, профилактики среди обучающихся (и молодежи) социальных отклонений, участвует в деятельности аналогичных советов, рабочих групп, образованных Стороной соглашения.
– Содействует организации деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений, учрежденных Стороной соглашения или действующих при ее участии, их интеграции в образовательное пространство субъекта Российской Федерации, способствовать их взаимодействию с государственными и муниципальными образовательными учреждениями в сфере общих вопросов обучения и воспитания, просветительской работы среди детей и молодежи.
Статья 3.
В рамках соглашения ___ (наименование епархии)
– Участвует в организации исследования запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации.
– Участвует в обеспечении прав граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации на основе добровольности и свободы выбора, при соблюдении законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.
– Участвует в разработке и проведении экспертизы учебников и образовательных материалов, предназначенных к внесению в перечень допущенных к использованию в образовательном процессе при преподавании предметов по православной культуре в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
– Направляет своих представителей, специалистов для работы на курсах повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений по предметам о православной культуре, для определения содержания программ означенных курсов, установления порядка аттестации педагогических работников, получения ими рекомендации на преподавание предметов по православной культуре в общеобразовательных учреждениях.
– Предоставляет помещения, находящиеся в пользовании или собственности религиозных организаций Русской православной церкви, для организации и проведения научно-практических, образовательных, воспитательных, просветительских мероприятий, создает условия для ознакомления с историческими и культурными ценностями, находящимися в ведении епархиальных учреждений (организаций).
– Приглашает представителей Стороны соглашения в состав советов, рабочих групп по вопросам образования, воспитания, духовно-нравственного просвещения, профилактики среди обучающихся (и молодежи) социальных отклонений, участвует в деятельности аналогичных советов, рабочих групп, образованных Стороной соглашения.
– Участвует в комплектовании библиотек государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, методических центров, детских и юношеских библиотек литературой, наглядными пособиями и материалами по духовно-нравственной тематике.
Статья 4.
Настоящее соглашение заключается сроком на ___лет и вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
Если до истечения этого срока ни одна из Сторон не выразит желание о его расторжении, настоящее соглашение автоматически продлевается на тот же срок.
Настоящее соглашение может быть расторгнуто по договоренности Сторон, либо по инициативе одной из Сторон с предупреждением в письменной форме другой Стороны не менее чем за 30 календарных дней до расторжения настоящего соглашения.
Разногласия, связанные с исполнением, изменением или толкованием настоящего соглашения, разрешаются Сторонами путем консультаций и переговоров. Изменения и дополнения в настоящее соглашение вносятся по согласованию Сторон, оформляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью настоящего соглашения.
Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
Юридические адреса Сторон, подписи, печатиПисьмо
Департамента государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Министерства образования и науки
Российской Федерации органам управления образованием
субъектов Российской ФедерацииНаправляю для использования в работе «Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации __ епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)» (прилагается).
Данное соглашение разработано с участием представителей Русской православной церкви и с учетом содержания и реализации уже принятых и действующих в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации аналогичных соглашений, договоров.
Подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации.
Текст соглашения является примерным, и его содержание может видоизменяться в зависимости от условий и потребностей, имеющихся в конкретном регионе, особенностей взаимодействия с централизованными религиозными организациями других религий.
Директор Департамента
И.И. Калина[Для просмотра ссылки
зарегистрируйтесь]
мнение по данному факту православного миссионера диакона Андрея Кураева:
Нежданная уступчивость «Вести образования» в августе 2007 года опубликовали "Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации *** епархии Русской православной церкви".Предполагается, что этот долгожданный документ наконец разрядит напряженность, возникшую вокруг экспериментов, связанных с преподаванием «Основ православной культуры» в государственных школах. Договор презентован директором Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки РФ Исааком Калиной. В церковных СМИ о нем пока ничего не сообщалось, а в педагогических СМИ ничего не говорится о том, кто принимал разрабатывал и подписывал этот договор со стороны Московского патриархата.
В документе много добрых слов в адрес православной культуры. Но практически все они просто взяты из преамбулы к «Закону о свободе совести». По сути же вчитывание в этот договор создает ощущение полной капитуляции церковной стороны в переговорах о введении в школах "Основ православной культуры".
Так, в документе трижды подчеркивается, что "ОПК" могут вестись только на основе добровольности и свободы выбора при соблюдении законных интересов и прав других религиозных организаций и нерелигиозной части общества.
Это естественная по нашим временам оговорка воспринимается как ритуальный оборот. Но в данном случае именно она оказывается не то палкой в колесе, не то пятым колесом в телеге.
Дело в том, что такая оговорка в правовом отношении уравнивает две вполне различные вещи - собственно религиозное обучение и культурологический разговор. Если Министерство считает ОПК религиозным предметом, то такой Договор бессмыслен, ибо порядок религиозного обучения в светской школе достаточно четко прописан в «Законе о свободе совести" (1997 г.). И этот порядок как раз и говорит о добровольности.
Если же речь идет о преподавании культурологического предмета "Основы православной культуры", то зачем тут соглашение между Министерством и кем-то. Это все равно, что заключать соглашение между министерством образования и Великобританией о том, как преподавать Шекспира в российских школах. Школа России сама вправе решать, какие произведения английского классика и с какими комментариями включать в свои программы.
Если «ОПК» есть именно культурология, светски исследуемая и преподаваемая, то это вполне светская дисциплина, и потому министерство вполне вправе самостоятельно определиться с тем, как этот предмет будет вестись в школах и лишь по доброй воле министерство может на это светское поле пригласить специалистов из Церкви. Но тогда совсем странно, почему знакомство с важнейшим пластом российской культуры должен осуществляться родительским референдумом. Может, так же будем выбирать между изучением Есенина и Маяковского?
Кроме того, отождествление правовых рамок преподавания ОПК и Закона Божия означает бессмысленность работы с ОПК именно с церковной точки зрения. Заявлений о желательности преподавания ОПК можно ожидать от уже церковных семей. Но с этими детьми мы и так можем встретиться и в наших воскресных школах и в обычных школах в рамках уроков по Закону Божию.
Замысел ОПК предполагал найти возможность обратиться с рассказом о мире православия к детям из нецерковных семей. Для этого Церковь была готова пойти на серьезнейшую революцию в своей педагогике: отказаться от прямой проповеди и освоить новый для нее язык светской культурологии.
Для того, чтобы это сделать, необходим был бы новый язык и новый метод - метод светского разговора, анализа, метод экскурсии в чужой мир. Говоря конкретно - это метод «о-странения», разговор о привычном для себя как бы со стороны. Не «Господь говорит нам» верим», а «православные христиане придают этому месту Библии такой-то смысл».
Стоит отметить, что такой подход в собственно церковной перспективе означает и определенную профанацию. По слову Марины Цветаевой – «Грех – над церковкой златоглавою кружить – и не молиться в ней!». Но именно молитвы и призывов к молитве не будет на уроках ОПК (в отличие от уроков по Закону Божию). И разговор тут должен будет вестись не о Боге, а о человеке, верящим в Бога, о смыслах, которыми его вера наполняет его жизнь.
Теперь же Церкви предлагается пойти на эту трудность ради обращения к уже и так нашей аудитории, с которой церковным педагогам легче общаться через обычный «Закон Божий».
Назначение ОПК можно понять из сопоставления с проблемами новосёлов. Вот человек въехал в квартиру, новую для него, но уже имеющую свою историю. Изначальные хозяева не оставили ему схему разводки электролиний и других коммуникаций по стенам и полам. Соответственно, каждый гвоздь, вбиваемый наугад в стену, может напороться на электропровод и привести к смертельно опасному замыканию.
«Новоселы» - это дети наших новых соотечественников. Старая квартира - Россия. Электропроводка - это внутренние и сокровенные нервы, скрытые силовые линии, определяющие код русской культуры. Чтобы не было столкновений, чтобы русский народ не ощущал себя и свои святыни угрожаемыми со стороны миграционных потоков, важно помочь гастарбайтеров сориентироваться на местности.
"Основы православной культуры" должен быть обязательным курсом именно для того, чтобы облегчить неправославным детям вживание в нашу общероссийскую культуру. Должно быть не обращение в православие, а рассказ о внутренней логике мира православного человека.
Поэтому такие уроки вполне могут быть обязательными, не предполагающими деление учеников по национально-религиозному признаку.
Правовое же уравнивание уроков по культурологии православия с собственно религиозными уроками означает, что Церковь не сможет выйти из своего гетто, и светские дети так и останутся заложниками телеразвлечений.
Действия Министерства логичны и законны: оно защищает светский характер государственного образования и не допускает появление религиозного предмета в качестве обязательного. Но верно ли Министерство квалифицировало ОПК как именно религиозный предмет? И если это ошибка – то это ошибка только Министерства, или же это еще ошибка и церковных переговорщиков и разработчиков этого предмета? Если Министерство при разговоре об «основах православной культуры» не различает религиозное образование от культурологического - его это вина или следствие лукавства тех представителей Церкви, которые вели переговоры с Министерством?
Предположим, что некая школа работает в месте, куда приехала компактная группа беженцев–армян. Руководство школы решило, что всем детям полезно приобрести хотя бы самые начальные представления о трагической истории армянского народа и о его великой культуре, и потому из резерва т.н. «школьного компонента» выделило несколько часов на ознакомление школьников с армянской культурой.
И что – тоже нужно для этого собирать подписи русских родителей и на то же самое время назначать альтернативные уроки по истории Турции?
Кстати - а собирали ли подписи родителей в школах России, когда в обязательном порядке вводили в них уроки о еврейской Катастрофе (Холокосте)? И велись ли при этом «альтернативные» уроки в соседних классах о Катастрофе Русской или об украинском голодоморе?
Предположим теперь, что в другой школе литераторы оказались единодушны в своей любви к Есенину. Школа эта находится в Рязани, и они решили за счет «регионального компонента» увеличить число уроков, посвященных жизни и творчеству Есенина. На этих уроках они поясняют детям церковнославянизмы, которые встречаются в стихах Есенина, разъясняют те его строки, которые непонятны для человека, незнакомого с жизнью и молитвами Русской Церкви.
Вопрос: с кем эти учительницы должны заключать типовой договор? Должны ли они эти дополнительные культурологические уроки оформить через родительский референдум? Должны ли они в эти же часы вести альтернативные уроки по тувинскому эпосу («с учетом интересов представителей других религиозных организаций»)?
Есть ли вообще какие-то приказы и договоры Министерства, регламентирующие ведение в школах культурологических дисциплин? Если есть – то в этих приказах введение культурологических уроков ограничено столь же жестко, как и ознакомление с православной культурой?
Или какие-то части культуры можно изучать, не спрашивая согласия родителей, а есть такие (наверно, постыдные) части нашей культуры, о которых открыто и спокойно говорить нельзя? Требуется ли собрать родительское собрание при переходе от изучения Пушкина к изучению Гоголя? Можно ли без протокола родительского собрания рассказать о Владимире Соловьеве? А об отце Павле Флоренском?
Разве нужны референдумы для открытия лицея французской культуры? Почему, если такая школа уже открыта, в ней не вводятся альтернативные уроки: или французский, или футбол? Почему в этой школе не проводятся референдумы и ученикам не предоставляется право голосованием перепрофилировать школу из культурологической в спортивную?
Министерство само подталкивает к перерождению культурологических уроков в религиозные. Ведь если «Посещение занятий по предмету "Основы православной культуры" является добровольным», то для удержания детской аудитории на дополнительном и необязательном седьмом уроке преподаватель должен говорить максимально ярко, эмоционально, личностно. То есть – воспитывать, вести проповедь, а не отстраненно-объективистски знакомить.
Так сможет ли Министерство отнестись к православной культуре как именно к культуре и переступить через двойные стандарты, отделяющие изучение других культур от изучения культуры православной? Министерство само грешит тем, в чем пресса подозревает преподавателей ОПК: в его собственных очах в словосочетании «православная культура» первое слово совершенно затмевает второе. Так пусть же оно само перенесет акцент на «культуру» – и затем будет то же самое требовать от преподавателей.
Породило ли православие свою культуру? – Да. Эта культура достойна изучения? – Да. Эта культура несет с собой добрые импульсы? – Да. Эта культура значима для понимания истории России и просто для жизни в ней? – Тоже да. Ну, значит, и к православной культуре относится статья 14 из Закона «Об образовании», гласящая, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в систему мировой и национальной культур».
Церковь не требует, чтобы эта «интеграция» совершалась в каждой российской школе. Но хотя бы часть государственных школ России должна же работать на ту цель, которую Закон ставит перед всей национальной системой образования?
Еще два акцента в опубликованном и рекомендованном Министерством проекте договора вызывают недоумение.
Во-первых, в нем присутствует не-правовое понятие – «интересы». Мол, преподавание ОПК может вестись «только при соблюдении законных интересов и прав других религиозных организаций и нерелигиозной части общества». При этом об «интересах» Православной Церкви в тексте Договора нет ни слова.
Во-вторых, договор предполагает, что именно департаменты образования осуществляют социологические «замеры», по результатам которых и принимает решение о допущении ОПК в школы региона. Понятно, что от техники этих замеров, от формулировок вопросов, от того, какая аудитория кем и как будет опрашиваться, будут зависеть результаты. Истолкование результатов таких «замеров» также оставлено в ведении департаментов («Департамент обеспечивает учет запроса граждан на изучение их детьми предметов по православной культуре... Обеспечивает в соответствии с учетом запроса граждан введение предметов по православной культуре на основе добровольности…»).
Неясно также и то, каков же должен быть зафиксирован процент, чтобы предмет ОПК появился в той или иной школе. Акцент же на «добровольности» означает, что при любом проценте ни одна даже школа (не то что регион) не сможет ли хоть одна школа сделать ОПК обязательным для всех своих учеников за счет своего собственного резерва часов.
Опубликовано лишь «примерное соглашение». Это не Договор между Патриархией и Министерством и это не приказ Министерства. Это означает, что каждая отдельная епархия сможет самостоятельно определить, станет дли для нее такой договор тормозом и шагом назад от уже достигнутого уровня сотрудничества со школой, или же с учетом региональной специфики оно сможет оказаться прорывом.
[Для просмотра ссылки
зарегистрируйтесь]