Давно руки не доходили написать этот пост, наконец-то дошли, и это, имхо, здорово. потому что книга, о которой я хочу написать тут, крайне интересная, если кто-то ее не читал и прочтет - получит массу удовольствия. а если кто-то читал, разделит со мной мой восторг
Это довольно известная книга из серии "Морская летопись", "Чрезвычайные происшествия на советском флоте". Автор - Николай Черкашин. Многие описываемые события напомнили мне другую книгу, прочитанную примерно с полгода назад, Александра Дмитриевича Чуканова "Ходили мы походами". Последняя названная, также очень интересна, там не только описывается жизнь самого Александра Дмитриевича и его служба на ТОФ и на Северном флоте, там также даются исторически справки относительно мест, событий, краткие биографии упоминаемых людей. Вообще, конечно, очень интересно. За исключением одного нюанса, все рассказывается с точки зрения политработника. Слишком много идеологии, на мой взгляд. Это несколько портит впечатление.
Могу сказать, что первая упомянутая книга, понравилась больше.
Очень подробно рассказывается об известной аварии на К-19, когда произошел разрыв первого контура охлаждения ядерного реактора ПЛ, и авария устранялась силами экипажа. Та самая лодка, про которую был снят позже фильм "К-19. Оставляющая вдов". но фильм-фильмом, хоть он тоже очень интересный, а тут приведены рассказы непосредственных участников, командира, капитана 1-го ранга Затеева и командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта Погорелова, о том как развивались события непосредственно после аварии и впоследствии.
Очень подробно рассказывается о тепловом взрыве на ядерном реакторе лодки К-431 в бухте Чажма. Вообще, об этом, как и о К-19 кто только не писал. Оба события достаточно известны. Но тут не просто мнение автора и видение событий автором. тут скорее сборник рассказов очевидцев, что, конечно, сильно добавляет интереса.
В общем, конечно, не стану писать о каждой интересной главе (а неинтересных и нет, правда). Хочу все-таки отметить два раздела, которые произвели максимальное впечатление.
Итак, первый: рассказ о капитане 3-го ранга Валерии Саблине. Что меня удивляет, так это мнение общества по поводу мотива его поступков. Вполне вероянтно, даже скорее всего, моя оценка и мое мнение неверно, так как знаний у меня в этой области крайне мало.Но тем не менее Очень много ресурсов и сейчас придерживаются версии "пытался угнать в Швецию противолодочный корабль "Сторожевой"", даже не официальной "измена Родине, попытка смены существующего строя".
Сейчас стало "хорошим тоном" ругать Советский Союз и делать из "преступников" - "героев" и наоборот. Но почему-то даже оф. версия не распространена, не говоря уже о версии "борец против застоя, революционер". Или я не там читаю? Черт его знает...
Конечно, интересно, как было на самом деле, я склоняюсь к версии того, что Валерий Михайлович, в самом деле хотел сделать переворот, а не угнать судно. Книга еще более убедила меня в том, что мое мнение не сильно неправильно, несмотря на недостаток знаний. Очень подробно, почти по часам и минутам рассказывается о событии. Приводятся выдержки из конспектов Саблина, из его писем, его биография. В общем, очень интересное описание событий. Хотя,к
Конечно, личность Саблина и сам его поступок - это отдельная, на мой взгляд тема, возможно, даже тут, на форуме она появится, или уже появлялась. Я просто хочу написать, что в этой книге сие событие изложено очень интересно и, как бы сказать..хм... убедительно что ли.
второй раздел: Диверсии на флоте. Ну про "Новороссийск" много где написано, всего не перечитать. И версии и хронология и последствия. Эта книга не исключение, факту этого события посвящено очень много страниц. И, надо сказать, на мой взгляд далеко не самых интересных, если сравнивать с остальным содержимым. Гораздо более интересным мне показалось описание попытки диверсии на крейсере "Орджоникидзе". Я первый раз читаю/слышу об этом событии, следовательно, могу излагать только то, что было написано в книге. Суть заключается в следующем: крейсер "Орджоникидзе" находился с правительственным визитом в Портсмуте, на борту кроме высокопоставленных Хрущёва и Булганина, находились также академик И.В. Курчатов и авиаконструктор А.А. Туполев. Под кормой был дозорным обнаружен водолаз, который был уничтожен поворотом гребных винтов. В общем... интересно, конечно, да и, в общем, убедительные факты приводятся в пользу того, что это действительно неудавшаяся диверсия. Но об этом событии, кроме как из этой книжки ничего не знаю. но, интересно
Ну и последние разделы, вообще, наиболее классная, на мой дилетантский взгляд, вторая половина книги:
Описание раскрытия операции "Айви беллз", о том как летом 1981-го года, ремонтируя линию связи, непосредственно подводную часть, было обнаружено прослушивающее устройство. Ну и конечно раздел, посвященный рекордам: рассказ об испытаниях на сверхскоростной К-162 (подводная скорость 44,7 узла), рассказ об испытаниях на К-278 (рабочая глубина погружения 1000 м), рассказы очевидцев, как непосредственно, происходило погружение на 1027 метра, 5 августа 1985-го года. Об испытаниях ПЛ проекта 705, высокоскоростных и маневренных "малюток", рассказ, непосредственно самого командира К-140 Ю. Ф. Бекетова, о задаче пуска 8-ми баллистических ракет в одном залпе и командира К-407 С. В. Егорова о пуске 16-ти ракет. Раздел "Небываемое бывает" о совершенно невероятных по степени своего везения событиях. И, к сожалению, малоизвестных событиях.
В общем, чрезвычайно интересная книга. Читается просто взахлеб, насколько хватает времени это делать. очень и очень всем рекомендую