Автор: Кудинов Александр Сергеевич
Карта ассоциаций.
Человек располагает информацией трех видов:
1) о не желательных явлениях;
2) о ресурсах;
3) о явлениях не интересных человеку.
Информация о не желательных явлениях перерабатывается в правила их избегания (правила безопасности). Информация о ресурсах перерабатывается в правила получения ресурсов. Явления не интересные человеку остаются таковыми для него до тех пор, пока не попадут в область его деятельности. Наращивая знания в области угроз и ресурсов, человек уменьшает количество явлений, не входящих в его компетенцию.
Знания о интересующих человека явлениях проецируются на не известные ему явления, лежащие за пределами его компетенции и знаний. При этом, даже в случае наличия достоверной информации о явлениях, лежащих вне поля компетенции человека, эта информация не будет человеком усвоена, так как не является для него актуальной.
Дальнейшая работа с информацией заключается в определении достоверной и не достоверной информации, а так же синтезом с информацией о других явлениях.
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
Эта схема обработки информации неизменна для процесса исследования окружающей среды. Меняется только информационное наполнение каждого из пунктов схемы.
Главная цель человека разумного - понять окружающий его мир и обустроить свою жизнь. Мир окружающий человека огромен и разнообразен, возможность познания человека ограничена его интеллектом. Поэтому основная цель «Познать мир» делится на 5 подцелей, которые взаимозависимы и достигаются в определенном порядке.
Эти подцели раскрыты в пирамиде Маслоу и в социальном преломлении выглядят следующим образом:
1) Нейтрализовать угрозы и получить определенное количество ресурсов для дальнейшего развития.
2) Стать полноправным членом общества
3) Создать и прокормить семью
4) Получить привилегированное место в обществе, стать лидером
5) Направить все накопленные знания и умения на благо общества. (стать источником блага)
Цикл обработки информации, можно рассматривать не только как алгоритм обработки информации определенной категории, но и как алгоритм для выполнения основной задачи человека «Познать Мир». То есть комплексная информация о мире проходит тот же самый цикл обработки информации.
Поэтому пять ступеней в схеме цикла анализа поступающей информации соответствуют пяти подцелям человека и пяти классам людей, которые делятся, в соответствии с достигаемыми ими подцелями, на потребителей, носителей морали, социализированные элементы, лидеров и экспертов:
Классификация:
Класс №1 «Потребитель»
1) Цель: удовлетворение собственных потребностей.
2) Актуальная проблема: отсутствие правил поведения в окружающей среде и правил взаимодействия с другими людьми
3) Задача: удовлетворение потребностей с минимальными затратами
4) Условие дальнейшего развития: выработка правил взаимодействия в обществе, поддерживающее удовлетворение собственных потребностей на необходимом уровне.
Класс №2 «Носитель морали»
1) Цель: превосходство в методах удовлетворения потребностей
2) Актуальная проблема: не понимание смысла правил поведения в окружающей среде и правил взаимодействия с другими людьми, выработанных благодаря передаче знаний, либо случайным образом.
3) Задача: понять смысл имеющихся в наличии правил взаимодействия с окружающей средой.
4) Условие дальнейшего развития: понимание смысла правил взаимодействия с другими людьми.
Класс №3 «Социализированный элемент»
1) Цель: образование ячейки общества и благополучие
2) Актуальная проблема: не соответствие сложившихся традиций взаимодействия вызовам окружающей среды.
3) Задача: достижение стабильности в реализации намеченных планов, путем расширения области собственной компетенции.
4) Условия дальнейшего развития: осознание главных недостатков существующих традиций и устоев.
Класс №4 «Лидер»
1) Цель: самореализация, заключающаяся в стремлении к ведущей роли при принятии социально значимых решений.
2) Актуальная проблема: неспособность в полной мере соотнести существующие ценности с вызовами окружающей среды.
3) Задача: обратить внимание на актуальные проблемы сложившейся социальной системы и на пути их решения.
4) Условия дальнейшего развития: понимание системы ценностей и механизмов её взаимодействия с окружающей средой.
Класс №5 «Эксперт»
1) Цель: самоактуализация, заключающаяся в реализации всех теоретических знаний в прикладной области.
2) Актуальная проблема: не способность самостоятельно реализовать все теоретические знания в прикладном аспекте.
3) Задача: оказать влияние на существующие социальные процессы в соответствии с имеющимися в наличии знаниями.
4) Условия дальнейшего развития: отсутствуют.
Совершенно очевидно, что каждый класс людей считает актуальной информацию о тех явлениях, которые он стремится изучить. Проходя через одни и те же ступени обработки, различная информация принимает разные формы. Так создаются различные группы ассоциаций, актуальность которых определяется силой эмоций, связанных с ними. Разумеется, что самые сильные эмоции связаны не с теми явлениями, которые уже познаны и не с теми, которые неизвестны, а с теми, которые познаются.
Эмоциональная нагрузка и есть тот вектор, который определяет направление деятельности человека. Этапы же обработки информации основаны на неизбежности этих логических операций при познании какого-либо явления. Очередность подцелей в цикле познания мира обусловлена структурой знания, которая определяет порядок раскрытия информации для человека. Совершенно очевидно, к примеру, что не зная сложения и вычитания нельзя понять суть умножения. Точно так же очевидным является то, что нельзя понять сути жизни в обществе, не понимая правил безопасности и взаимодействия.
Построим ассоциативный ряд каждого из выше перечисленных классов людей и обозначим их место в устройстве общества.
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
Пять схем, приведенных выше, представляют собой единую и не делимую ассоциативную цепь общества, отражающую путь развития человека в нем. Ассоциативная карта отражает, в том числе, и структуру общества.
Первая ступень развития отвечает за формирование принципов взаимодействия в обществе.
Вторая ступень развития отвечает за формирование системы ценностей, относящейся к внешней, по отношению к обществу среде.
Третья ступень развития определяет явления, используемые на благо общества и явления, к которым общество должно адаптироваться.
Четвертая ступень определяет направления дальнейшего развития общества.
Пятая ступень развития определяет пути развития общества.
Исследование актуальных проблем общества, позволяет выявить его структуру и распределение актуальных ассоциаций в обществе. Что в свою очередь позволит лучше понять запросы и проблемы общества и пути решения общественно важных проблем.